Учебное пособие по FL


Перейти к содержанию

sampler

глава 6

Сэмплер (Sampler)



Сэмплер – это встроенный инструмент (не плагин!) входящий в поставку FL Studio. Это устройство позволяет загружать звуковой файл.

Примечание: Вы можете заметить, что некоторые опции в канале сэмплера являются неактивными (окрашены серым цветом).


1. Sample Bank (Банк сэмплов)

Банк сэмплов содержит звуки, которые сэмплер использует для воспроизведения. Под кнопками переключения вкладок окна Channel settings расположен список с названиями наиболее часто используемых сэмплов. Тот сэмпл, который выбран в списке (в нашем примере - HandClap.wav), является загруженным в сэмплер. Слева от списка расположена кнопка (Load sample), открывающая стандартное диалоговое окно для выбора звукового файла с целью загрузки в сэмплер. В процессе выбора файла его имя и волновая форма отображаются в информационном поле основной панели. FL Studio поддерживает звуковые файлы вплоть до формата 96 000 Гц/24 бит. Кликните левой кнопкой мыши с левой стороны для просмотра установок сэмплера или установок SimSynth/DrumSynth банка сэмплов

2. Секция Wave

Содержит опции обработки звукового сигнала:
- Keep on Disk (Сохранить на диске) - Сэмплер может воспроизводить звуковые файлы двумя способами: непосредственно с жесткого диска или из оперативной памяти ПК. Первому способу воспроизведения сэмплов соответствует опция Keep on disk. Достоинство данного режима - экономия оперативной памяти, недостаток невозможность применять обработки сэмпла группы Precomputed effects (об этом чуть далее). Опция Keep on disk доступна лишь в том случае, если звуковой файл имеет формат 44 100 Гц/16 бит/стерео.
- Resample (Ресэмпл) - если сэмпл записан не в стерео формате 44100 кГц, 16-бит, Вы можете использовать опцию resample для улучшения качества звучания. Тем не менее, не рекомендуется использовать эту опцию для сэмплов, имеющих информацию о цикле (петле), так как это может вызывать щелчки.

Примечание: Хотя эта опция и улучшает воспроизведение в реальном времени, она также задействует дополнительно ресурсы процессора и памяти ПК.
- Load regions (Загрузка областей) – Звуковые файлы могут содержать информацию о разбивке сэмпла на отдельные фрагменты (для более точной подгонки под темп композиции). Если эта опция (Load regions) включена, то FL Studio будет использовать эту информацию.
- Load ACID markers (Загрузка маркеров ACID) - при выборе этой опции загружаются ACID-маркеры, если таковые имеются. ACID-маркеры – это, примерно, то же самое, что и регионы.

3. Секция Loop (Зацикливание звуков) - Содержит опции зацикливания сэмплов:

- Use Loop Points (Использовать точки зацикливания) - если сэмпл содержит точки цикла (см. Sample view, ниже), то Вы можете использовать эту опцию для работы с лупами. Луп будет воспроизводиться сначала, а когда достигнет конечной точки цикла, то произойдет скачок на начало цикла. Таким образом, создается звук неограниченной длины. Полезен при использовании звуков струнных, клавишных музыкальных инструментов и т.п.
- Ping Pong Loop (Зеркальное воспроизведение сэмпла) Опция Ping pong loop в секции Loop позволяет изменить описанный выше порядок. В этом режиме, дойдя до правой границы петли, сэмплер станет воспроизводить волновую форму в обратном направлении до тех пор, пока не дойдет до левой границы. По достижении левой границы воспроизведение продолжится в «правильном» направлении (слева направо). И так будет продолжаться, пока нажата MIDI-клавиша. В некоторых редких случаях опция Ping pong loop позволяет сделать зацикливание более естественным. Зацикленная область будет скопирована, отображена в обратном порядке и добавлена к начальной зацикленной области для создания эффекта «пинг-понг» между точками начала и конца цикла.

4. Time stretching/Pitch shifting

(Растяжение во времени/Изменение высоты тона) - Используя Time stretching/Pitch shifting, Вы можете синхронизировать тон и/или темп сэмпла с Вашим проектом, поскольку тон и скорость воспроизведения могут быть скорректированы отдельно. Заметим, что более точно подгонка по времени и по высоте осуществляется с помощью инструмента Time Stretch/Pitch Shift плагина Edison. Однако этот процесс не возможен в режиме реального времени, и возможен только при использовании FL Studio на высококачественном (многопроцессорном) оборудовании для достижения профессиональных результатов. Вместе с тем, этот процесс не осуществляется в реальном времени. Когда сэмплы будут синхронизированы с темпом проекта, программа предложит обработать все сэмплы в соответствии с изменённым темпом.
Чтобы отключить time stretching для сэмпла, поверните в крайнее левое положение регулятор Time (значение 0). Это режим по умолчанию, когда сэмплы загружаются в Плейлист.
Ручная синхронизация с темпом проекта. Если Ваши сэмплы автоматически не синхронизируются с темпом проекта, при изменении последнего, выполните следующие действия:
1.Загрузите сэмпл в Edison и откройте вкладку Sample Properties.
2. Убедитесь в том, что первоначальный темп сэмпла (Tempo (BPM)) настроен правильно. Вам, возможно, придется использовать функцию "Autodetect темр".
3. Включите Tempo-sync (синхронизатор темпа).
4. Сохраните сэмпл с этими настройками (только WAV-файлы могут содержать эти метаданные, они будут утеряны, если Вы преобразуете трек, например, в MP3).
5. Убедитесь, что опция Read sample tempo information (Получить информацию о темпе сэмпла) в Общих настройках (F10) включена.
Замечание: Данная процедура предполагает, что сэмпл уже подогнан по ритму основного темпа (если нет, см. ниже).
7. Вставьте сэмпл в проект как аудиоклип.
8. Дважды кликните мышкой по изображению клипа в Playlist, чтобы открыть окно установок (channel settings).
9. Откройте вкладку опций сэмпла (smp) и выберите алгоритм обработки, нажав на символ стрелочки, направленной вниз, в группе опций time-stretching. Используйте что угодно кроме метода «Resample».
10. Ухватитесь мышкой за правый край клипа и растяните его немного вправо.
11. Вновь верните правый край клипа в исходное положение, ухватившись за него мышкой.
12. Теперь клип синхронизирован с темпом проекта. В дальнейшем, при изменении темпа проекта синхронизация клипа будет происходить автоматически. В любой момент вы можете изменить алгоритм обработки, выбрав из меню тот, который, по вашему мнению, наиболее подходит к вашему материалу.
Примечание: вышеописанная процедура предполагает, что Вы знаете оригинальную длину и темп сэмпла (в противном случае см. ниже).
Автоматическая синхронизация сэмплов. Для этого необходимо, чтобы FL Studio «знала» оригинальную длину сэмпла и его темп. Эта информация содержится в метаданных WAV клипов.

Опции
Pitch Shift (PITCH) - Изменение высоты тона. Позволяет изменить высоту тона сэмпла при сохранении его продолжительности. Поскольку этот вид обработки не является возможным при выборе метода растяжения «resample», метод будет автоматически изменен на «авто» после вращения этой ручки.
Time Multiplicator (MUL) - Используйте этот регулятор для изменения длины сэмпла. Например, Вы можете быстро растянуть сэмпл в два раза без необходимости изменять настройку по времени.
Time Stretch (TIME) - Растяжение по времени. Этот параметр определяет длину сэмпла, используя основные измерения темпа (такты, шаги т.д.) так, что Вы можете связать сэмпл с основным темпом проекта. При вращении ручки можно увидеть установленные значения времени в области подсказки, а также FL Studio вычисляет «фактический» темп сэмпла на основании установленной длины. Если темп слишком высокий или слишком низкий - Вы увидите примечание: "unrealistic tempo", отображенный вместо этих значений. Меню при клике правой кнопки мыши на этом параметре отображает несколько ручных настроек и автоматически определяемых параметров, которые пытаются определить темп сэмпла (результаты могут отличаться в зависимости от исходного материала).
Примечание: аудиоклипы будут корректироваться по времени соответственно их растяжению.
Stretch Method (drop-down menu) - Метод растяжения (выпадающее меню). Здесь выбирается алгоритм растяжения по времени/изменения высоты тона для сэмпла. Имейте в виду, что канал Сэмплера реализует алгоритмы упрощенного варианта «ZPlane Elastique Pro». Мы рекомендуем использовать Edison, если Вам требуется максимальный контроль над процессами растяжения по времени/изменения высоты тона.
Resample - стандартный вариант, при котором меняется длина сэмпла и тон.
Pro default - режим «по умолчанию», предназначен для работы с широким спектром входных сигналов. Используйте другие способы только, если этот способ «по умолчанию», не дает нужного Вам результата.
Pro transient - при использовании некоторых звуков переходы имеют решающее значение для общего результата (ударные, например). Этот режим пытается сохранить переходы во входном сигнале.
Transient - Используется для ПК с маломощным центральным процессором. Альтернатива режиму «Pro transient».
Tonal - обеспечивает более высокое качество входных сигналов тонального характера.
Monophonic - используется для монофонических входных сигналов (например, вокал или соло-инструменты) и должен давать лучшие результаты для сигналов этого типа.
Speech - оптимизирован для передачи речи (для пения используйте режим «Monophonic»).
Insert (Вставить) – Переключатель. Если этот переключатель включен, то сэмпл будет вставлен с заменой оригинала, если он выключен - сэмпл будет смешан с оригиналом.

5. Precomputed effects

Это набор эффектов и программ обработки сэмпла, загруженного в банк. Ни один из этих эффектов не требует дополнительной ресурсов процессора для проигрывания мелодии, потому что все они применяют предварительно рассчитанные эффекты. FL Studio обрабатывает сэмпл и затем загружает его в память с уже применённым эффектом. Однако применение их к потоковым сэмплам (когда включена опция Keep on Disk), служит причиной того, что целый сэмпл будет загружен в оперативную память, что нежелательно для более длинных сэмплов.
· Remove DC Offset – Удаление постоянной составляющей в сигнале. Постоянная составляющая (когда вся волновая форма смещена относительно оси нулевого уровня) — очень нежелательное явление в звукозаписи, т. к. является одной из причин щелчков. Возникает постоянная составляющая в результате некорректной работы звукозаписывающего тракта или вследствие обработки звука низкокачественными программными средствами. Удалить постоянную составляющую (отклонение) из загруженного сэмпла.
· Reverse Polarity – «Переворачивает» кривую вертикально.
· Normalize – Максимизирует громкость сэмпла без клипирования.
· Fade Stereo – Плавный переход от звучания левого канала в звучание правого канала.
· Reverse – Переворачивает сэмпл (воспроизводит в обратном порядке).
· Swap Stereo – Меняет между собой правый и левый каналы в загруженном сэмпле.
· Fade In (IN) – Плавное нарастание уровня громкости (поверните до максимума влево, чтобы отключить).
· Fade Out (OUT) – Плавное уменьшение уровня громкости (поверните до максимуму влево, чтобы отключить). Fade In и Fade Out применяют для предотвращения возникновения щелчков на границах сэмпла.
· Pitch bend (POGO) – Управление эффектом изменения скорости воспроизведения сэмпла и, как следствие, изменения высоты тона.
· Crossfade Loop (CRF) – Кардинально решить проблему щелчков на границах петли и естественности звучания зацикленного сэмпла можно с помощью функции Crossfade loop (соответствующий регулятор CRF расположен в группе Precompiled effects). Функция работает так: незадолго до окончания воспроизведения текущего цикла петли начинается воспроизведение ее следующего цикла. Причем громкость текущего цикла петли плавно убавляется, а громкость следующего — плавно возрастает. Время перехода между циклами задается регулятором CRF. Единственный минус данной технологии — при увеличении значения параметра CRF длина петли уменьшается.
· Trim Threshold (TRIM) - FL Studio отрезает тишину в конце сэмпла, чтобы освободить оперативную память без изменения результирующего звука. Опция TRIM позволяет повысить пороговую громкость, с которой FL Studio определяет тишину. Используя этот регулятор, Вы можете позволить FL Studio отфильтровать только сильный шум в вашем сэмпле или, установив порог на ноль, отфильтровывать только чистую «математическую» тишину.

6. Sample View (Окно обзора сэмпла)

Графический дисплей в самом низу окна показывает загруженный сэмпл со всеми примененными к нему эффектами секций Precomputed Effects.. Иконка внизу справа показывает битовую глубину ( например, 16 bit, 32 bit) и стерео конфигурацию ( например, моно, стерео), соответственно. Помимо этого, отображаются границы петли и регионов (в случае их наличия). Границы петли обозначаются красной вертикальной чертой, а регионы помечаются оранжевыми треугольниками по верхнему краю дисплея. Для назначения позиций петли и "нарезки" сэмпла на регионы можно воспользоваться как штатными средствами FL Studio — Edison и Fruity Slicer, так и любым подходящим звуковым редактором других производителей. Если кликнуть в дисплей левой кнопкой мыши, можно прослушать загруженный сэмпл. При включенной функции Time Stretching воспроизведение сэмпла во время прослушивания будет синхронизировано с темпом проекта. Правый клик по дисплею откроет меню с опциями, которые позволят сохранить сэмпл, перезагрузить его заново, открыть для редакции в окне Edison и т. п.

7. SimSynth Preset

Эта панель появляется только тогда, когда для заполнения банка сэмплов используется пресет SimSynth.
Сделайте доступной опцию Use Riff, если Вы хотите сгенерировать ритмическое повторение в пресете (эта опция недоступна, если используемый пресет не содержит данные о ритмических фигурах). Кнопка Tempo устанавливает темп сгенерированной ритмической фигуры.

8. DrumSynth Preset

Эта панель появляется только тогда, когда для заполнения банка сэмплов используется пресет DrumSynth. Параметры определяют генерируемый звук и идентичны автономному генератору DrumSynth.
· Tone (TONE) – Устанавливает тонкомпенсацию синуса осциллятора в DrumSynth.
· Overtone (OVER) - Устанавливает тонкомпенсацию второго осциллятора в DrumSynth.
· Noise (NOISE) – Устанавливает уровень белого шума, добавляемого к сэмплу.
·Noise Band (BAND) – Устанавливает тонкомпенсацию генератора частоты полос в DrumSynth.
· Time (TIME) – Устанавливает длину генерируемого сэмпла.

9. Legacy Precomputed Effects

Эта панель содержит ранее исключенные эффекты. Она видна только в том случае, если выделена опция Show Legacy Precomputed Effects в General Settings и включена для совместимости с проектами, созданных в более ранних версиях программы.
В новых проектах не рекомендуется использовать эти эффекты.
· Amplify (AMP) – Используется для регулировки предусиления сигнала.
· Boost (FX1) – Регулятор перегрузки (boosting) и принудительного задания (overdriving) сэмпла.
· Sine FX – Отвечают за эффект модуляции сэмпла волной синусоидальной формы — первой ручкой задается глубина модуляции, а второй выставляется частота волны..
· Cutoff & Resonance (CUT & RES) – Регуляторы фильтра низких частот. Задаются, соответственно, частота среза и резонансная частота фильтра (чтобы автоматизировать cutoff and resonance фильтра в реальном времени, см. Instrument Channel Settings).
· Reverb – Используется для добавления «мягкого» эха к сэмплу. Доступны два режима - A и B. Глубина реверберации устанавливается ручкой Reverb. При использовании ревербератора длительность сэмпла может увеличиться (за счет реверберационного "хвоста"). Можно добиться гораздо лучшей по качеству реверберации, используя соответствующие модули эффектов в канале микшера (как модули Fruity, так и VST- или DX-эффекты других производителей).
· Stereo Delay (S.DEL) – позволяет создать небольшую задержку между левым и правым каналами сэмпла для получения эффекта псевдостерео. Ручка управления имеет рабочий ход в обе стороны от нейтрального положения — направление ее вращения не только установит величину задержки, но и укажет, какой из каналов прозвучит раньше другого. Для сэмплов, в которых используется закольцованное воспроизведение, данный эффект не рекомендуется, так как при этом один из каналов сдвигается относительно границ петли, а это чревато щелчками при проигрывании.

Главная | глава 1 | глава 2 | глава 3 | глава 4 | глава 5 | глава 6 | глава 7 | глава 8 | глава 9 | глава 10 | Карта сайта


Назад к содержанию | Назад к главному меню
Hosted by uCoz